Просветительский проект

24 июня 2020

Историко-художественная викторина «Искусство и война»

2020 – год празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Викторина "Искусство и война" создана для привлечения внимания учащихся к вопросу искусства до, во время и после войны. Как война повлияла на профессиональную жизнь художников, скульпторов, архитекторов, мультипликаторов. серия вопросов была опубликована на наших страницах в соц.сетях. 
Публикуем вопросы и ответы.

Задание 1.

кукрыниксы.jpg

В начале Великой Отечественной войны появилась серия агитационных плакатов, выполненных вручную нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет – Окна ТАСС. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС». По этим причинам они были очень популярны в годы войны.

Вопрос. Что такое «Кукрыниксы-41г.»? (см.подпись на плакате в правой нижней части изображения)

Ответ. «Кукрыниксы» – эту сложную аббревиатуру создали друзья-художники, слово сложено из первых слогов фамилий Куприянов и Крылов и трёх первых букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Началось их совместное творчество ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). Сначала они обозначались как Кукры или Крыкуп, а когда к ним присоединился Соколов в 1924 году, они работали уже втроём как Кукрыниксы. Миллионы читателей с тех пор особо и не задумывались, что рисовали эти карикатуры вполне конкретные и заслуженные люди – Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903 – 1991), Порфирий Крылов (1902 – 1990) и Николай Соколов (1903 – 2000). (Источник информации - портал История.РФ, «41» обозначение года создания изображения.

кукрыниксы художники.jpeg

Задание 2.
кобальтовая сетка.jpg
В 1958 году в Брюсселе на Всемирной выставке фарфоровых изделий сервиз «Кобальтовая сетка» Ленинградского фарфорового завода им.Ломоносова (бывший Императорский фарфоровый завод) получил главную награду – Золотую медаль за узор и форму. Автор сервиза – художница Анна Яцкевич создала его в 1944 году к празднованию 200-летия завода и по мотивам своих воспоминаний о трагических днях Блокады Ленинграда.

Вопрос. Что послужило прообразом знаменитого узора-сетки? 

Ответ. Есть мнение, что мысль о создании узора-сетки Анне навеял старинный сервиз, который в середине XVIII века был изготовлен для императрицы Елизаветы Петровны. Но, на самом деле, привлекло её внимание нечто иное. Заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов - вот что стало прообразом "Кобальтовой сетки". То ли луч прожектора как-то по-особому их осветил, то ли вечернее солнце, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора. Легкие золотые штрихи на пересечении линий добавляют рисунку царственную "осанку", но без помпезности, как в Собственном сервизе Елизаветы Петровны работы Д. Виноградова.

EMi7qkQWsAA5rtI.jpg

Задание 3.
Дейнека_оборона_Севастополя.jpg

«Оборона Севастополя», Александр Дейнека, 1942 г.

Работу над картиной Дейнека начал в конце февраля 1942 года, а закончил к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. 

Набережная Севастополя. Матросы идут в контратаку. Защитники города, как вышедшие из моря пушкинские богатыри, обрушиваются на врага. Эта картина не о конкретном эпизоде, а о войне в целом. богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков. Динамику и драматизм композиции определяет центральная фигура матроса в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских штыков

Вопрос. Какова история создания центрального персонажа картины?

Ответ. В военное время художник не смог найти мужскую натуру для центральной фигуры, и в конце концов пригласил позировать девушку-спортсменку подходящего телосложения, о чём впоследствии писал: «Тогда мне пришла в голову мысль прибегнуть к женской натуре. Одна из моих знакомых спортсменок с подходящими физическими данными согласилась позировать».


Задание 4.

родина мать зовет.jpg

Скульпту́ра «Ро́дина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира, высочайшая статуя России и Европы (без постамента — самая высокая статуя в мире на момент постройки и в течение последующих 22 лет). Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

Монумент является центральной частью триптиха.

Вопрос. Какие еще монументы входят в состав вышеуказанного триптиха, и кто стал прообразом для Родины-матери?

Ответ. Монумент является центральной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

Наиболее вероятно, что фигуру скульптор лепил с спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с жены Веры[5]. По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова[6], Валентина Изотова[7] или Екатерина Гребнева[8]. Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже, а также что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.

тыл фронту Магниогорск.jpg воин освободитель Германия.jpg

Задание 6.

Екатериненский дворец 1.jpg

Знаменитые на весь мир пригороды Ленинграда, такие как Царское село, Павловск, Петродворец, были оккупированы и дворцовые ансамбли были  разрушены во время войны практически до основания. Как мы знаем теперь, перед фашистами стояла задача полностью уничтожить дворцы. Из Екатерининского дворца Царского села удалось эвакуировать самые ценные произведения: предметы декоративно-прикладного искусства, картины, фарфор; на сегодняшний момент сохранилось все, что смогли эвакуировать с июля по сентябрь 1941 года. Все, что находилось в самом здании дворца и все, что не успели эвакуировать, подготовили к эвакуации: вещи были упакованы, их выносили в подвалы, надеясь вывезти на «большую землю». Этого не произошло, и все то, что было подготовлено к эвакуации, исчезло.

В Екатерининском дворце война уничтожила то, что составляло его убранство: паркеты, шелковую обивку стен, резьбу, иконы; все, что составляло суть дворца и что невозможно было вывезти. Чтобы сохранить все, нужно было эвакуировать весь дворец – демонтировать, разобрать и вывезти, что по определению было невозможно. Что-то пострадало от войны, что-то от мародерства. Известно, что паркетами топили печи, все иконы были вырезаны, оставался один фон, а иногда и вовсе ничего не оставалось. 

Вопрос.

Наряду с огромным количеством пропавших ценностей, во время войны из Екатерининского дворца исчезла целая комната. История исчезновения, версии местонахождения, процесс воссоздания, да и просто красота и ценность содержимого сделали ее самой знаменитой комнатой дворца. Что это за комната и какова ее краткая история.

Ответ.

Самая знаменитая комната Екатерининского дворца – Янтарная комната или Янтарный кабинет.

Создавалась комната для прусского короля, но была подарена Петру I и дополнена пилястрами архитектором Растрелли, тк была необходимость увеличить площадь. В отделке преимущественно использовался янтарь — большой кабинет состоял из янтарных панелей, украшений и панно.

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за её хрупкости, произвели её консервацию на месте (это по официальной версии, ведь впоследствии немцы демонтировали панно всего за двое суток). Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой, чтобы защитить от взрывной волны. Захватив и ограбив Екатерининский дворец, немцы похитили и Янтарную комнату.

Дальнейшая судьба Янтарной комнаты полна домыслов и весьма туманна. Известно точно, что фрагменты подлинной Янтарной комнаты — флорентийскую мозаику и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке комнаты, были переданы Царскому селу министром иностранных дел ФРГ в 2000 году. В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была восстановлена в полном объёме (из калининградского янтаря), в том числе на деньги немецкой стороны.

янтарная комната 2.jpg


Задание 6.

эрмитаж пустые рамы.jpeg

В блокадные дни пустые, насквозь промерзшие залы Эрмитажа (самые ценные экспонаты которого были эвакуированы на Урал) производили сильное впечатление. В них гулко звучали шаги, фанера в окнах создавала и днем полумрак, а в роскошных позолоченных рамах зияла чернеющая пустота, особенно в рамах от крупных картин, где стены зала оставались не докрашенными. В один из таких залов пришли солдаты для уборки битого стекла. Их сопровождал научный сотрудник Л.Ф. Губчевский, выполнявший тогда обязанности начальника охраны, один из лучших экскурсоводов Эрмитажа в довоенное время, и он провел экскурсию по пустым рамам, рассказывая о тех картинах, которые были из них вынуты. 

Вопрос. Для чего рамы оставили висеть на своих местах?

Ответ. Для удобства транспортировки, для сохранности полотен и для удобства восстановления экспозиции – все полотна и рамы были промаркированы таким образом, чтобы в кратчайшие сроки вернуть все на свои места.